Банк Россииотмечает большое число обращений и жалоб граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которыхнезаконно используетсяимя Банка России.

Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищенный слой населения – пенсионеры, однако и другие могут стать потенциальными жертвами.

Мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости граждан, много,номожно выделить несколько основных.

  1. Мошенники по телефону или через SMS-сообщения,представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными(адвокатами, судебнымиисполнителямии т.п.),предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог»,«госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица.

Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.

  1. Позвонившийпо телефону мошенник может представиться адвокатом и даженазвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области, и тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертваммогут для убедительности направить дажеякобы копии паспорта,служебногоудостоверения,судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являютсясфальсифицированными.

В подобных случаях мошенники, прежде всего, пытаются добитьсяперечисленияимденежных средств по различным основаниям, чтобы потом можно было быполучить обещанную компенсацию.Аесли гражданинперечислил деньги, ему могут поступать повторные требованияоплат по так называемым дополнительным основаниям.

  1. Получила распространение преступная схема, когда человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом ихнеобходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Носвязаться с этим «представителем»после перевода, естественно,уже не удается.
  2. Один из вариантовмошенничества –рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы.При этом в SMSв строке «Отправитель» отражается номер телефона илитекст, который должен указывать на принадлежность к Банку России.Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком.Если получательсообщения перезванивает по указанномуномеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснитьу него данные карты, включая PIN-код,либо стараютсяпобудить адресата предпринять некоторые действияс использованием банкоматадля вымышленной разблокировки карты.

5.Гражданамобещаютвыплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуюттовараминародного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названиянесуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).

 

Все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших. Для предотвращения фактов мошенничества:

- проявляйте бдительность и не реагируйте на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские;

- не перечисляйте деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорируйте предложения о передаче денег при личной встрече;

- прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых, внимательно обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками;

- перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам;

- при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя;

- при малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в органы полиции;

- помните: по законодательству Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населениемкак с клиентами. Этот запрет распространяется, в том числе, на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.